12 июл. 2016 г.

КАК ПО МАСЛУ! , или ВЕЧЕРИНКА У МАМЫ ДОМА

Что происходит, когда муж улетает в командировку на свой день рождения? Жена вздыхает, выдыхает и, после полуночи отправив любимому импровизированную поздравительную открыточку, планирует расслабляться на пару с ребенком. Мамы поймут, о чем я. 



Что происходит, когда через 12 часов супруг вдруг звонит из аэропорта с сообщением, что он вылетает домой и скоро будет? Благоверная-затейница, перенеся свой релакс-день на другую дату, срочно и в тайне от любимого зовет гостей. Домой. Чтобы устроить вечеринку в стиле "ни о чем не подозревающий муж возвращается с работы, и на него из темной тихой прихожей под взрывы хлопушек с конфетти обрушивается многоголосное "с-днем-рожденья!" со всеми вытекающими". По-моему, неплохо, тем более, если учесть, что столик нигде не забронирован, ребенок не пристроен и, вообще, сюрпризы любят все.

Ну, может быть, все, кроме мам с маленькими детьми. Но я, например, люблю. Особенно, их устраивать. И если сходить в ресторан для меня - это одно удовольствие, то принять гостей у себя - совершенно другое. Поэтому каждый раз, когда выпадает шанс и повод собрать друзей, я с большим удовольствием делаю это в своем родовом поместье дома. Некоторые мои знакомые впадают в ужас, когда узнают, что я обожаю приглашать гостей к себе: куда проще посидеть в кафе, но...

Устраивать хоум-пати я любила всегда. При этом меня никогда не останавливало ни ограниченное количество квадратных метров, имевшееся в моем распоряжении, ни неограниченные моей безграничной фантазией хлопоты, которые влечет за собой подготовка такой вечеринки. Однако, опыт показал и жизнь научила, что, особенно, при наличии ребенка и отсутствии помощников, домашний праздник может обернуться стрессом для его организатора. Как сто-раз-наступавший-на-эти-грабли-человек, настоятельно рекомендую мамочкам, затеявшим большой прием в небольшой квартире, пить валерьянку до, после и вместо шампанского уделить внимание нескольким пунктам, выведенных с помощью моего личного сына ошибок трудных: 

1. Гости сами себя не пригласят. Тем более, к нужному времени и в определенном количестве. Поэтому составляем список и зовем их к определенному часу (заложите себе какое-то время на то, чтобы прийти в себя после подготовки праздника, не заставляйте гостей томиться под дверью, испытывая их терпение; мои друзья в этом вопросе очень понимающие, но мне все равно каждый раз жутко неудобно, если случается ситуация, когда не хозяйка ждет гостей, а наоборот). 

Кстати, Коко Шанель не приглашала на ужин к себе домой более 6 человек за раз. Мама Саша приглашала, и, опытным путем выяснила, что великая француженка поступала очень разумно. Помимо того, что 6 человек смогут отлично общаться, не разбиваясь на группы и не теряя нить общего разговора, такой подход еще и не прибавит работы по поиску дополнительных тарелок-бокалов-приборов-стульев... Обычный столовый набор состоит из предметов на 6 персон. Но большие приемы, а также неожиданные гости все-таки случаются, поэтому уделите большое внимание пункту №2.

2. В отличие от гостей, запасов много не бывает. Всегда покупайте впрок. Особенно, если гостеприимство - ваш конек. Я свою кухню могу сравнить с беличьей норой, где найдется все необходимое, чтобы вкусно накормить ораву внезапно нагрянувших друзей. Да и в домашнем баре хорошо иметь бутылку хорошего шампанского и любимого вина, на случай... да мало ли что прекрасного может завтра с нами приключиться? Пусть ждут чудесного повода, который стоит отметить, и он обязательно появится. У меня также всегда есть мартини и оливки - беспроигрышный вариант для тех, кто любит встречать гостей изысканнее, чем просто чаем с тортиком. 

А что касается тортиков, я стараюсь, чтобы в моем буфете также всегда были продукты и для вкусного домашнего десерта - и того, который я могу сотворить за 15 минут (например, блинчики, панкейки или сырники) или полчаса (пирог или кекс), и того, приготовление которого может занять полдня (сложный торт, домашнее мороженое и желе). Кстати, некоторые десерты можно сделать заранее и заморозить (в мою морозилку иногда попадают homemade песочные кексы с начинкой и без, чизкейк, ягодно-банановое мороженое), сведя тем самым хлопоты перед приходом гостей к минимуму. Заморозка - вообще отдельная тема, на нее я могу распространяться очень долго. Наверное, это главный лайфхак всех хозяек, которые любят, сэкономив время на готовке, припудрить носик не только мукой. Кстати, о времени...

3. Времени никогда не хватает, особенно, на уборку. Поэтому подготовку помещения для праздника следует начинать заранее. А еще лучше быть пионером по жизни, т.е. быть готовым всегда. Скажу банальную вещь, но лучше поддерживать порядок, с помощью помощников или различных методик самостоятельной уборки, чем бросаться генералить квартиру за несколько часов до мероприятия. Я пробовала и так, и эдак. Мой вывод - к приходу гостей в отполированных зеркалах должна отражаться очаровательная хозяйка, а не замученная домработница. Как ни парадоксально это звучит, но если на уборку нет времени, пусть в доме всегда будет порядок.  А также...

4. Пусть всегда будут свечи. Они, как и живые цветы, создают   особое настроение в доме. Они - как шампанское, только без побочных эффектов. Поставьте на стол свечи к приходу гостей, а о цветах  и шампанском позаботятся мужчины. Они, кстати, в силу особенностей телосложения и характера могут позаботиться об очень многих вещах. Например, для выполнения пункта №2 необязательно самой тащить тяжелые сумки из магазина, просто напишите список и... да, кстати, о списках! Самый важный из пунктов - №5:

5. Пусть всегда будет список. Блюд, которые планируется приготовить (меню). Продуктов, необходимых для их приготовления. Декора, который необходимо докупить и прочего с пометкой "не забыть!"... Список - это план, а план, как говорит одна моя любимая подруга, - "это 50% успеха". Я очень веселю своего мужа тем, что постоянно записываю то, что планирую сделать, мне так легче увидеть полную картину и ничего не упустить из виду. У меня даже существует список списков (тут просится смайл, закрывающий лицо руками:)) - различных меню, под каждое из которых у меня составлен список необходимых продуктов. Конечно, многое из них у меня давно в голове. Но в суете (или после продолжительного отпуска) удобно заглянуть в записную книжку и удостовериться, что я ничего не забыла.

Готовить я люблю, но при всем желании не могу (и не хочу) проводить полдня у плиты (ребенок в доме задает мне кучу других задач). Поэтому у меня на вооружении всегда есть несколько простых в приготовлении, но достаточно эффектных блюд, которые мне не стыдно подать не только на семейный ужин, но и в качестве угощения для гостей. Так как среди моих друзей есть те, которые любят мясо, те, которые едят только рыбу и вегетарианцы, блюд-выручалочек у меня несколько. Приведу тут свои самые любимые (потому как вкусные и готовятся быстро и просто). 

В качестве мясного блюда беспроигрышным (и очень удобным для занятых хозяек) вариантом угощения, уступающим только, наверное, стейкам, будет Лазанья. Десятки вариантов начинки, возможность приготовить ее (начинку) накануне, а перед приходом гостей просто переложить листы пасты готовыми соусами и, посыпав сыром, отправить в духовку на полчаса, а затем эффектно подать с пылу с жару, прямо из печи. 

Я обычно готовлю классическую лазанью - с болоньезе и бешамелем (рецепт уже приводила на страницах блога). Такой вариант люблю с соусом песто aside (мне нравится Filippo Berio). Но с грибами и любыми овощами (для тех, кто не ест мясо) тоже получается неплохо, главное, добавить побольше сыра и придать пикантности с помощью песто с необычным вкусом (например, с помидорами и риккотой или вялеными томатами) - в этом случае соус я кладу прямо в лазанью вместе с овощами (можно добавить его в овощи за несколько минут до окончания тушения - он равномерно распределится и раскроет свой неповторимый вкус и аромат). 

Так как лазанья - блюдо, не требующее гарнира, что очень экономит наше время, остается приготовить лишь салат из рукколы + несколько кусочков огурцов, помидоров, болгарского перца и мягкого сыра типа феты (на это уйдет всего пара минут, если все ингредиенты подготовить-нарезать, например, с утра и уложить в контейнеры). Не забудьте перед подачей полить салат оливковым маслом и бальзамическим уксусом (у меня сейчас такой - Filippo Berio, я им довольна).
Что касается рыбы. Выросшая на берегу Волги, в детстве наблюдавшая, как черную икру едят столовыми ложками из банки совсем не по праздникам, браконьерского осетра продают в соседней квартире, а менее ценных рыбешек, снимая с прищепки на балконе, каждый вечер щелкают как семечки, по мере взросления я продолжала наблюдать. Рыбу не любила очень долгое время (мясо, в принципе, тоже - просто об этом не упомянула), мне не нравился ни вкус, ни "возиться" с костями. Исключение составляли раки и лещ горячего копчения. 

Сейчас я также очень избирательна в рыбном вопросе, терпеть не могу икру, соленую-сушеную, а также костлявую рыбу, но, принимая во внимание ее полезность, научилась вкусно готовить и, может быть, вследствие этого, полюбила ее морских представителей (хотя больше всего, я люблю то, что сама никогда не готовлю - крабов, омара и устриц). Не смотря на то, что я не шеф-повар в средиземноморском ресторане, гости любят мои стейки из лосося и форели, пасту с креветками, гребешками и прочими мелкими обитателями глубоких вод и запеченного в фольге сибаса.

Для приготовления этой рыбы требуется минимум усилий, но гости будут удовлетворены по максимуму: и вкусом блюда, и вашей заботой об их здоровье. Мясо сибаса считается диетическим — оно совершенно нежирное, но при этом богато белком (информация для следящих за своим весом: в 100 г продукта содержатся 21 г белка и всего 8,5 — жиров). Проще всего начинить сибаса травами, натереть солью, сбрызнуть оливковым маслом (лучше использовать масло с неярко выраженным вкусом, чтобы не перебивать морской аромат, я использую Filippo Berio Delicato), завернуть в фольгу, поставить в духовку, разогретую до 180 градусов (200 без конвекции) и через 20 минут наслаждаться его нежнейшим мясом.

Можно приготовить эту рыбу и на гриле, запечь в соли, просто пожарить на сковороде (как мы это делали на Кипре) или потушить в соусе (из оливкового масла, белого вина (или винного уксуса) и смеси прованских трав). К сибасу хорошо подать рис в чистом виде и запеченные (или приготовленные на гриле) овощи - сладкую морковь, батат, спаржу, болгарский перец. Их я в процессе приготовления также сбрызгиваю оливковым маслом (у Filippo Berio есть пластиковый флакончик классического экстра-верджин оливкового масла с распылителем - очень удобно просто открыть духовку и "попшикать" маслом на запекающиеся продукты). 

Для тех гостей, которые не едят даже рыбу (или в качестве закуски), я люблю готовить Рататуй — традиционное овощное блюдо прованской кухни из перца, баклажанов и кабачков. Блюдо вкуснейшее, производит впечатление на тех, кто не привык стоять у плиты, но абсолютно простое в исполнении. Мировую известность оно обрело после выхода одноименного мультфильма (я о нем узнала оттуда же:)), где рататуй был приготовлен по авторскому рецепту, немного отличавшемуся от традиционного, по виду напоминающего знакомое нам рагу. 

Мой личный рецепт вобрал в себя лучшее - и нарезку баклажанов, кабачков и помидоров кружочками (что несомненно выглядит наряднее, чем просто кусочки овощей), и соус из болгарского перца, который готовится отдельно, а затем попадает на уложенные в форму для запекания овощи (обратите внимание на то, что они чередуются), и особая "спиральная" подача (к сожалению, фото сервированного блюда нет, это такая выкладка готового продукта на тарелку по кругу). Если с нарезкой и выкладкой все ясно, то соус из перца вызывает  много вопросов и эмоций по причине его невероятного вкуса. Признаюсь честно, придумала я его не сама, но где вычитала - точно не помню. Знаю одно, попробуйте сделать - не пожалеете. 

Итак, для приготовления рататуя возьмите несколько болгарских перцев (я готовлю "на глаз", настоящие хозяйки меня поймут и сами рассчитают нужное количество, исходя из размеров своей тары для запекания и имеющихся в наличии овощей), хорошенько подрумяньте их со всех сторон на сковороде (естественно, на масле, можно растительном, можно оливковом, для жарки я использую оливковое масло "общего назначения" от  Filippo Berio), а затем отправьте в духовку. Пока они запекаются до мягкости, нарезаем помидоры-баклажаны-кабачки кружочками. Затем достаем перец, снимаем с него шкурку (отходить будет легко благодаря предварительной обжарке) и пюрируем его блендером, добавляем прованские травы по вкусу, выкладываем его на дно сотейника, сверху помещаем наши кружочки и все заливаем оставшимся соусом. Посолить-поперчить по вкусу, обязательно посыпать сверху измельченной зеленью (петрушка, базилик) и толченым чесноком, прикрыть форму фольгой и поставить в духовку не менее чем на час.
- Как? - скажете вы. Столько возни вместо обещанной простоты. Эдак можно полдня провозиться и прическу к приходу гостей не успеть сделать!
- Отнюдь, - отвечу я. Если накануне приготовить соус и нарезать овощи заранее, упаковав их в герметичные контейнеры, то в день вечеринки останется только уложить все в сотейник (как в случае с лазаньей, это займет не больше 10 минут) и спокойно отправиться приводить себя в порядок. Все, что нужно - немного сноровки и подготовки, и вечеринка пройдет как по маслу. 

Кстати, о масле. То, о котором я вам рассказывала, прошло испытание целой вереницей семейных и праздничных ужинов, съедена не одна бутылка (странно звучит, да? но мы масло не пили, мы его ели, поэтому пусть будет так:)) и попробованы все соусы этой марки. Я очень люблю Италию и ее кухню, поэтому мое отношение к итальянской марке Filippo Berio было заранее предвзято в самом лучшем смысле этого слова :). Мой совет для тех, кто еще не знаком с брендом: попробуйте и поделитесь своим мнением.

Возвращаясь к тому дню, когда я готовила сюрприз для мужа, должна признаться, что он был полон неожиданностей и для меня, поэтому какие-то вещи я просто физически не могла успеть (в такой ситуации, важно расставить приоритеты и что-то отдать на аутсорсинг: например, закуски вполне можно приобрести в проверенном ресторане). Итак, пицца была заказана. Горячие блюда я готовила сама, думаю, вы уже убедились, что мне это проще и выгоднее (ведь при должной подготовке времени на это уходит не так много, и я точно знаю, что мои гости будут накормлены вкусной и полезной едой). Торт сейчас многие покупают, но я по семейной традиции (моя мама всегда пекла свой фирменный торт на все праздники, и для меня нет десерта вкуснее него) люблю печь сама, что и было сделано. Наряду с десятком других дел в этот день...

"Я люблю домашние вечеринки, но следующий праздник будем отмечать в ресторане", - эта мысль вертится у меня в голове каждый раз, когда я укладываю оставшийся кусочек торта в контейнер для последнего гостя-сладкоежки. Однако, в этот день со мной такого не случилось. 

Вечеринка-сюрприз удалась на славу и закончилась. Что происходит дальше? Друзья с контейнерами снова на пороге, а я, попрощавшись с ними, утомленно вздыхаю... выдыхаю и, отправив ребенка спать уже после полуночи, планирую расслабиться на пару с повзрослевшим на год мужем. Очень скоро, намного раньше, чем через 12 часов дочка разбудит нас, и начнется новый день, полный сюрпризов и неожиданностей (у мам - 100%). Он стоит того, чтобы отпраздновать его вкусным ужином, как считаете? 
Бонус-лайфхак домашней хозяйки. Я не люблю, когда после праздничного (да и будничного тоже) ужина остается еда, поэтому всегда стараюсь рассчитывать меню максимально точно (исхожу из того, что на 1 человека нужно ок. 600-1000 гр. в зависимости от продолжительности мероприятия). Не смотря на мой опыт, муж всегда переживает, что гости могут остаться голодными и периодически отправляется в магазин за холодными закусками. Из-за чего еды выходит слишком много и случаются лефтоверз (остатки, не путать с обЪедками)). На следующий день их вполне можно подать под другим соусом (в прямом и переносном смыслах): например, овощи, не доеденные в качестве гарнира, ждет судьба быть пущенными в начинку для киша, запеченное мясо и птица пойдет на бутерброды или в салаты, а один салат "легким движением руки" и добавлением пары ингредиентов превращается в другой. Таким образом можно рационализировать и ежедневное меню. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий