20 дек. 2016 г.

О ЛЮБИТЕЛЬНИЦЕ МОРОЖЕНОГО, ДОМАШНЕМ ТРУДЕ И ПЕРСОНАЛЕ

Как-то вечером мы с семьей посмотрели старый советский фильм-сказку про Мэри Поппинс, а наутро дочь разбудила меня такими словами: 
- Мама, мама, мне приснилось, что ко мне прилетела няня! Мэри Поппинс!
- А где была я? - вылезать из-под одеяла не хотелось, но присутствие в доме Леди Совершенство, даже воображаемое, заставило меня оторвать  голову от подушки.
- Ты ушла на собрание Лиги женщин Вишневой улицы, - отчеканила Лиза отложившуюся в голове информацию, о том, чем заняты мамы, пока их заменяют няни, и убежала в ванную.

Я нащупала телефон и посмотрела на часы. Таак, уже давно пора вставать. Последнее время мы позволяли себе поспать подольше - спешить было некуда. Наши отношения с садом никак не задавались: за 3 месяца Лиза принесла оттуда, кроме нескольких поделок из пластилина, конъюнктивит, ротавирус, парочку ОРВИ и подозрение на пиелонефрит. Теперь, в преддверии Нового года и эпидемии гриппа, я подозревала, что мы правильно делали, откладывая посещение сада до лучших времен. О том, что это было верное решение говорили (кричали!) и 752 сообщения в разных чатах Вотсапа, объединенных общей темой повсеместно заболевающих детей. Отложив телефон, я отправилась готовить завтрак.

Надо заметить, что мамы моего района не менее деятельны, чем дамы, о которых говорила Лиза (и названия близлежащих улиц не менее поэтичны, кстати :)). В наш мамский чат постоянно сыплются вопросы и просьбы о помощи, даются советы и рекомендации, идет непрерывный обмен опытом. Если бы я не отключила уведомления на телефоне, он пиликал бы каждую секунду. Современные гаджеты подарили мамам возможность быть постоянно на связи с сотней единомышленниц одновременно: онлайн они решают проблемы бытового характера, собирают деньги и вещи для нуждающихся,  делают совместные закупки, воюют с администрацией, организуют акции против вероломных застройщиков, поддерживают друг друга словом и делом...

Поэтому сообщения типа: "Девочки, кто сейчас может сделать бутылочку смеси и отнести ее ко мне домой? Я уехала, застряла в пробке, а муж не справляется с дочкой, боюсь, больше никуда не отпустит" никого не удивляют. Моментом откликаются несколько мамочек, детки которых находятся на искусственном или смешанном питании, и через несколько минут кричащий ребенок успокаивается, получив желанную бутылочку. Не от отца (троих детей, к слову!), а от другой матери. Мужчина почему-то иногда оказывается абсолютно беспомощным в быту. А женщина, в свою очередь, его (быта) бесправной заложницей (ведь это ее больше никуда не отпустит муж, сам имеющий возможность отсутствовать дома до 15 часов ежедневно). 

Естественно, мужчина имеет более веские причины покидать семейное гнездо - он добытчик, его ждет охота на мамонтов. С появлением детей он обычно не стремится менять свою жизнь и привычки, приобретать новые навыки, подстраиваться под изменившиеся условия. Так повелось, что дети - женская прерогатива. Жизнь женщины с появлением ребенка меняется кардинально. Мало вЫносить его в своем собственном теле. Первые пару лет, за редким исключением, мать должна проводить с ребенком практически 100% своего времени, выполняя обязанности няньки и воспитательницы, доктора и сиделки (когда ребенок или муж болеет), психолога и группы поддержки супруга, не забывая о делах по дому, включающих уборку, уход за одеждой всей семьи, приготовление еды, закупку продуктов...

Так было и у меня. Я не планировала составлять конкуренцию мужу в погоне за мамонтами, я всегда мечтала о теплом во всех отношениях доме, наполненном вкусными запахами и детским смехом. Я люблю создавать уют, готовить, возиться с детьми. Поэтому мне сложно было понять, как то, что я обожаю, со временем стало меня раздражать. Если есть любимое мороженое на завтрак, обед и ужин, очень скоро не сможешь на него больше смотреть. Надо давать себе передышку, брать отпуск. Я поняла это в Тайланде, ровно год назад. Теплые воды, омывающие о. Самуи, унесли с собой накопившуюся усталость, помогли выбросить из головы лишнее и снова почувствовать легкость и беззаботность бытия.  

Но, в целом, мало что изменилось. Муж продолжал очень много работать, я тоже. Но наш труд общество, а вслед за ним и мы сами оценивали неравнозначно: мой вклад казался намного менее значительным на фоне заслуг супруга. На рабочем месте люди получают разнообразные формы поощрения, включая признание, повышение по службе, которые тешат самолюбие, воодушевляют и оказывают мощное воздействие, влекущее из дома на работу. Что получает мама, занимающаяся только детьми и хозяйством? Растет ли со временем ее престиж в обществе (хотя бы прямо пропорционально вложенному труду)? 



К сожалению, даже внутри семьи домашняя работа, а значит, и вклад  тех, кто ей занимается, часто обесценивается. Тот, кто увлечен делом поважнее, "реальной" работой, приносящей доход, может запросто выразить свое недовольство беспорядком: "Доколе, мол, мой чемодан будет стоять у порога не разобранный? Уже 2 дня прошло, как я вернулся из командировки!" Леди Совершенство могла бы ответить, что "леди на такие вопросы не отвечают, потому что джентельмены их не задают", а что остается нам, леди не-Совершенство? Стараться все успеть и не ждать благодарности? Если домашний труд обесценивается, единственной компенсацией матери-домохозяйки остается чувство удовлетворения от того, что она играет важную роль в жизни растущего человечка.  Сомнительная компенсация, ведь мамы часто сами собой не довольны. Поэтому многие женщины "сбегают" на работу, когда понимают, что ждать поощрения за их труд не приходится. 


На днях мне позвонила подруга, которая недавно вышла из декрета. 

- Поздравляю! Ты довольна? Как справляешься?, - поинтересовалась я.
- Конечно, довольна! Но кто сказал, что я справляюсь? Я выбиваюсь из сил, запустила дом, вижу своего ребенка только час перед сном, - застрочила она, - но теперь меня хвалят за то, что я везде успеваю.
- Молодец!, - вставила я.
- Да, теперь молодец, - подтвердила она. - А кто меня хвалил за то, что я замечательная мать и чудесная хозяйка, когда я сидела дома? Я также выбивалась из сил и слышала только критику! Теперь каждый день я наряжаюсь в красивое платье, делаю прическу и макияж, общаюсь со взрослыми людьми, получаю комплименты от коллег и жду премии за сверхурочную работу. 
- Поздравляю, - снова повторила я.
- Спасибо! - счастливый голос подруги не оставлял сомнений в том, что теперь она, действительно, довольна.

Сегодня многие психологи говорят о том, что для огромного количества людей работа и семья словно поменялись местами. Домашний очаг и дети стали чем-то второстепенным в жизни взрослых. Они вносят в жизнь невероятную суету и беспокойство, вместо свободы - режим, где все расписано по минутам, где сложно найти время поговорить по душам и спокойно отдохнуть... А на работе, кажется, можно расслабиться и вволю пообщаться. В сравнении с семьей, особенно, в которой есть дети, работа для кого-то может стать убежищем, тихой гаванью нормального, зрелого общения, компетентности, духа коллективизма и относительной свободы. Вследствие чего многие люди даже рады, если им приходится задерживаться на работе, там комфортнее, чем дома, там человек находит не только моральное и материальное удовлетворение, но и оправдание тому, что под растущим давлением со стороны работодателей, он начинает пренебрегать тем, что действительно важно (уверен Стивен Р. Кови). 

Ну и ну! Неужели мы, современное общество, со всем нашим пресловутым прогрессом, в том, что составляет основу основ, настолько недальновидны? Или мы просто обленились и погрязли в эгоизме так глубоко, что теперь нам сложно найти баланс, справиться с негативными сценариями, которые предлагают нам окружающие, выработать свое представление о том, что по-настоящему важно и понять, как ценен вклад каждого члена семьи в общее дело? Или нам проще сбежать от себя и семейных отношений в мир корпоративной культуры? Как, в конце концов, не допустить "переедания мороженного"?

Все просто. Мужчине нужно иметь время на мамонта, а женщине на себя. Им обоим нужно время друг для друга. Мамы должны отвлекаться от быта и хотя бы ненадолго "сбегать" от детей. Все успевающая, супервыносливая леди Совершенство и супергерой-мистер Идеальный, одной рукой спасающий мир, другой качающий колыбель, существуют только в сказках, в инстапрофилях и блогах. В реальной жизни живут реальные люди,  застревающие в пробках и на совещаниях, устающие, порой выбивающиеся из сил, просто люди, которые очень стараются сделать все, на что способны и которым не зазорно попросить о помощи при необходимости. Знать бы только, где эту помощь взять. 

"Ищу ответственную няню на полдня", "поделитесь контактами добросовестной помощницы по хозяйству", "помогите найти хорошую домработницу", "срочно нужен любящий детей аниматор-бебиситтер"  - такие объявления даже в суперкомпетентном мамском чате часто остаются без ответа. Подобрать "своего" человека в сфере домашнего персонала и так непросто, задача усложняется еще и тем, что искать его приходится, как говорится, "где придется" - через сарафанное радио и сайты с вакансиями в интернете, где резюме современных мэри поппинс теряются среди продавцов-консультантов, аналитиков и офис-менеджеров. 

Совсем недавно я открыла для себя ресурс https://dom-i-personal.ru, который предоставляет доступ к базе данных находящихся в поиске работы специалистов всех видов профессий, связанных с домашним персоналом. Сайт я открыла одним субботним утром, убедившись в его полезности, сбросила адрес в свой мамский чат и благополучно закрыла, потому что в прошлые выходные в помощи домашнего персонала я пока не нуждалась. Мой дорогой супруг героически взял на себя заботу о ребенке, дав мне возможность отдохнуть и развеяться, встретиться с подругами и посетить районный мама-маркет, а также целых 2 творческих мастер-класса (спасибо, любимый!). Решив вернуться к более подробному изучению портала позже, я с радостью улетела навстречу новым впечатлениям, навыкам и умениям.

Однако, долго радоваться в одиночку (без семьи) я не умею. И хотя Лиза уже совсем большая, я все равно почему-то испытываю чувство вины, оставляя ее с мужем больше, чем на пару часов. Я начинаю нервничать и накручивать себя, не смотря на уверенность в том, что он справится. Но... вдруг мне придется задержаться? Тогда ему нужно будет не только занять ребенка, но и приготовить еду, например. И хотя мой супруг не раз демонстрировал свои прекрасные кулинарные способности, я переживаю, что в процессе приготовления ужина вместе с ребенком он может устать и разозлиться... а тогда "он меня точно больше никуда не отпустит" - крутится в голове один из главных страхов всех мамочек.

- Какая ерунда! Он взрослый человек, справится! - ответила мне знакомая на вопрос о том, не волнуется ли она, оставляя ребенка с мужем на целый день. Мы встретились на мастер-классе, и я случайно подслушала ее телефонный разговор, из которого поняла, что супруг ждал ее к почти уже приготовленному ужину. 
- Главное, чтобы температура больше не поднималась.
- Ты что, оставила БОЛЬНОГО ребенка с мужем на целый день? - я не поверила своим ушам.
- Двоих детей.
У меня отвалилась челюсть. Пока я приходила в себя, пытаясь прикинуть, на кого я могла бы оставить  приболевшую дочку, отважная мама пояснила:
- Во-первых, я не могла пропустить учебу, а во-вторых, мне тоже нужно отдохнуть. 
Я постаралась посчитать, сколько раз я отказалась от учебы или своих дел (в том числе важных, типа посещения врача) из-за болезни ребенка или потому, что мой супруг был занят сверхурочной работой и не мог посидеть с дочкой. Выходила абсолютно неприличная цифра, в которой я никогда бы не призналась этой бесстрашной женщине. 

Конечно, мужчины бывают разные, некоторые "в характере" возиться с детьми, эдакие "няньки", меняющиеся ролями с содержащей семью женщиной... Но я видела мужа моей знакомой: он достаточно брутальный мужчина и занимает ответственный пост на работе. Не собираясь соревноваться с ней в количестве добытых мамонтов, он понимает и принимает активное участие в желании своей женщины развиваться. Поэтому она занимается любимым делом, хоть и неполный рабочий день, ходит в спортзал и, похоже, нередко посещает различные развлекательные мероприятия. А еще у них есть приходящая няня. Этот факт заставил меня в срочном порядке вернуться к изучению вопроса о домашнем персонале, и я снова очутилась на сайте https://dom-i-personal.ru.

Мэри Поппинс летала на зонтике, наша идеальная няня (по совместительству, моя мама) прилетает к нам на самолете. Я еще никогда всерьез не занималась поиском бебиситтера для Лизы и помощницы по хозяйству для себя, но, надеюсь, при возникновении такой необходимости, нужный человек прилетит к нам на крыльях судьбы. 

А пока... я благодарю судьбу за то, что в моей жизни есть человек, который, не смотря на тотальную загрузку, пробки и совещания, примчится быстрее ветра, если это потребуется мне, дочери, врачу скорой помощи или всем троим, и подставит своим любимым девочкам свое широкое плечо. Пусть я далеко не леди Совершенство, но "какое блаженство, ах, какое блаженство, знать, что" "папа может, папа может все, что угодно!".




Комментариев нет:

Отправить комментарий